Интервью с заведующим кафедрой VATEL – РМАТ Рябовым А. К.

Институт Vatel в России: адаптация

Для открытия первой профессиональной западной площадки в России потребовалось несколько лет. О том, как это было, рассказывают глава представительства Vatel в России и руководитель программы РМАТ-Ватель Алексей Рябов.

При каких обстоятельствах было принято решение об открытии школы Vatel в России?
     Алексей Рябов:


— Vatel принимал в Ниме (Франция) студентов для подготовки на степень бакалавра и магистра, а также десятки шеф-поваров и метрдотелей для прохождения учебной практики, организовывал семинары для российских профессионалов и преподавателей в сфере гостиничного бизнеса. По истечении двух последних лет стало ясно, что спрос на обучение высок, но и цена для многих студентов, выезжающих за рубеж, высока. Так возникла идея открытия института на территории РФ.

Главным и традиционным условием открытия школы в Москве была необходимость подтверждения принципа: “Любые теоретические знания должны тут же проверяться на практике”. Реализации этой идеи на практике можно было добиться, располагая собственными тренинговой гостиницей и рестораном. Например, Vatel в Ниме располагает собственной гостиницей (“четыре звезды”) и тремя ресторанами (гастрономическим, демократичным и банкетным залами), которые работают как обычное коммерческое предприятие. В других странах с предприятиями индустрии гостеприимства и питания заключаются партнерские соглашения. Поиск и переговоры с потенциальными партнерами велись долго, поскольку в Москве практически нет учебных центров с аналогичной инфраструктурой, и в результате выбор был остановлен на Московской международной академии туризма (РМАТ), негосударственном учебном заведении, которое специализируется исключительно на подготовке специалистов в области туризма и сферы гостеприимства. Это движение было встречным. РМАТ, со своей стороны, также в течение нескольких лет искала зарубежного партнера для организации учебного процесса с использованием лучших мировых образцов. Еще до того как стать партнером французской школы, институт заключил соглашение с гостиничным комплексом “Измайлово” и открыл учебный корпус, примыкающий к гостинице. Таким образом, усилиями РМАТ и Vatel в Москве была создана модель, очень близко повторяющая структуру института в Ниме. В мае 2005 года закончены работы по совмещению стандартов обучения, подготовлены учебные программы для дневной формы обучения и подписаны договора о сотрудничестве.

Какие дополнительные возможности для персонала, работающего в сфере гостеприимства, будет предоставлять московский институт Vatel?

— Одна из важнейших — это переобучение, повышение квалификации специалистов, которые закончили свое обучение во время перестройки или позже. Этим специалистам, кому сегодня исполнилось 30 и более лет, необходимы современные и короткие учебные модули с углубленным изучением языка и практической стажировкой за рубежом.

Расскажите об адаптационной работе, которая проведена партнерами в ходе подготовки к открытию московского института Vatel?

— Во-первых, потребовалась очень серьезная работа, которая была осуществлена ведущими преподавателями РМАТ и экспертами института Vatel по составлению учебного плана, соответствующего обоим стандартам, что позволит давать выпускникам два диплома: государственный диплом РФ и диплом французского института Vatel.

Во-вторых, ведется работа по изменению уровня ресторанов, где будет проводиться практика студентов. Комплекс “Измайлово” объединяет несколько ресторанов разного формата, но, конечно, там нет заведения, предлагающего услуги выше трех звезд. В итоге выбор был остановлен на ресторане “Золотая вилка”. По договоренности с владельцами ресторана планируется внести изменения в целом в оформление ресторана, но это эволюционный процесс, который растянется на определенное время. Ведется подготовка мастеров профессионального обучения, которую возглавил Кристоф Эстрад, выпускник Vatel, работавший в ресторанах Москвы, в том числе и в “Белом квадрате”.

В рамках гастрономических мероприятий, имеющих помимо учебной еще и гастрономическую значимость, планируется проведение Недели провансальской кухни (предполагается, что “Золотая вилка” в итоге будет специализироваться на этой кухне). Осенью в Москву приедет Жан-Люк Эльман, ведущий шеф-повар Vatel и руководитель ряда программ по подготовке шеф-поваров по французской кухне, который займется подготовкой шеф-повара ресторана и изменением карты. Закончится эта работа Неделей высокой провансальской кухни, а затем Неделей провансальского вина Нима и Авиньона, которое будут представлять компании-поставщики региона. На начало 2006 года намечен Фестиваль высокой французской кухни, который пройдет под патронажем группы шеф-поваров Национальной французской академии.

Как вы оцениваете перспективы первого года работы школы?

— Из-за того что документы были подписаны в мае, когда прошли все студенческие салоны и большинство абитуриентов определились с выбором учебного заведения, мы не планируем набрать в текущем году много учащихся. Однако мы обладаем рядом несомненных плюсов для будущих студентов: обширной (в том числе зарубежной) практикой (планируется приблизить соотношение практических часов и теории к 55/45, в Европе это соотношение составляет 50/50), предлагаем российский и зарубежный дипломы, а также возможность трудоустройства. Уже в 2006 году мы планируем набрать 75 учащихся. В долгосрочных планах — повысить число студентов до двухсот в год, числа, позволяющего поддерживать качество обучения на высоком уровне. Затем хотелось бы начать продвижение в регионы, в первую очередь в Санкт-Петербург, Краснодар или Сочи. РМАТ, имеющая около 40 филиалов и около 30 тыс. студентов, обладает огромным потенциалом для такого продвижения.

В чем специфика открытия Vatel в России?

— В образовательной системе России очень большую роль играет государство. Много часов даже в профессиональном образовании выделено на изучение гуманитарных наук: истории, психологии, социологии. И самое главное при открытии западной школы в России — это совмещение двух программ.

В России велик спрос на грамотных управляющих и руководителей среднего звена. Не менее остро этот вопрос стоит и на Западе. В 1999 году во всем мире проявилась тенденция к открытию собственных образовательных центров при крупных ресторанных компаниях. Однако эти центры не всегда имеют возможность готовить по-настоящему квалифицированные кадры, тем более что далеко не все сотрудники компании готовы к постоянному росту. Поэтому на рынке сохранится наметившаяся динамика к альянсам ресторанных компаний и учебных центров с целью повышения уровня специалистов. При этом учебные центры также не прекратят своего существования, просто они будут решать другую задачу — повышения уровня специалистов в течение 72 часов, т.е. длительности учебной программы, не требующей лицензирования.